Советы психолога по выбору профессии

  Из огромного множества профессий каждый подросток должен выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала. Педагоги и родители должны помочь детям правильно определиться в своих интересах, способностях, в ситуации на рынке труда.

  Есть два способа выбирать профессию:

  Первый способ — это метод — проб и ошибок, кода человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

  Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессии, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

  Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленная на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для него профессий.

  Цель профориентации — подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

  Основным элементом этой системы является диагностика его профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

  Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

  Выбор профессии — важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека.

  При выборе профессии необходимо учитывать три базовых фактора:

  Я — хочу, Я — могу, Я — надо.

  «Хочу» — это желания, интересы, склонности личности.

  «Могу» — это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

  «Надо» — это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

  Первое, что надо решить, — это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве).

  В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении; условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

  Вторая часть задачи — выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

  И третья часть выбора — учесть возможности ребенка («Я-могу»):

  • интересы, склонности;
  • успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

  Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я — хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:

  • на знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов;
  • изучении своих способностей;
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;
  • учёте материальных условий семьи; учёте ситуации на рынке труда.

  Профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс. Поэтому не исключены ошибки. Но чем серьёзнее вы относитесь к поставленной задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Ошибки при выборе профессии: увлечение внешней или частной стороной профессии; незнание мира профессий, выбор «за компанию»; неумение разбираться в своих способностях.

Правила выбора профессии:

1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию

3. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста

4. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии

5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную проф консультацию.

6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

8. Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

  Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают — в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

  Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет определиться в будущей жизни. Желаю Вам и Вашим детям успеха!